Нарушения прав пациентов

Защита прав пациентов — модная для журналистов и актуальная для большинства тема общественного российского здравоохранения.

В Российской Федерации человек и его права, согласно ст. 2 Конституции, — высшая государственная и общественная ценность. Государство несет ответственность за здоровье своих граждан, гарантируя защиту и обеспечивая для этого соответствующие условия.

Конституционные права на охрану здоровья подтверждаются и нормативами различных, в том числе и гражданских правовых отраслей. Гражданский кодекс Российской Федерации определяет жизнь и здоровье человека в качестве «нематериальных благ, которые принадлежат человеку от рождения, являются неотчуждаемыми и непередаваемыми».
Таким образом, права пациента являются профессиональным терминологическим сочетанием юридической системы правового государства, которое объединяет понятия медицины, этики и правосудия.

Механизмы взаимодействия этих правовых явлений наиболее ярко прослеживаются в медицинском или здравоохранительном праве, представляющем собой систему нормативных актов или норм, которые призваны регулировать организационные, имущественные и личные взаимоотношения в связи с оказанием медицинской помощи.

Медицинское право формируется как комплексная отрасль законодательства, которая призвана регулировать отношения в различных сферах медицинской деятельности — от управления здравоохранением до конкретного взаимодействия между гражданами и лечебными учреждениями. Оно включает в себя элементы гражданского и трудового, административного и уголовного законодательства.

Весьма подробно права пациента в качества особых прав представлены в ФЗ N323 «О правах пациента», принятого в 2019 году и значительно расширившим и дополнившим существующее право на охрану здоровья.

Основные права пациентов:

на гуманное и уважительное отношение сотрудников медицинских учреждений;
на выбор лечащего врача, семейного или узко квалифицированного доктора, а также медицинского учреждения согласно договорам ОМС;
на квалифицированную диагностику, лечение, осуществление профилактических и реабилитационных медицинских мероприятий по соответствующим критериям их оказания;
на облегчение болевых ощущений при помощи лекарственных и медпрепаратов и современных методов лечения;
на получение лечебного питания в условиях стационарного лечения;
на получение объективной и квалифицированной информации о состоянии своего здоровья, а также на выбор возможных адресатов для передачи данных сведений в интересах пациента;
на защиту личной информации, которая содержит сведения о здоровье и является врачебной тайной;
на отказ от медицинской помощи по личному усмотрению;
на возмещение ущерба, в случае его нанесения здоровью пациента в процессе оказания медпомощи, а также делегирование полномочий пациента по защите прав своим законным представителям;
на осуществление религиозных обрядов с участием священнослужителей в отдельно выделенных для этих целей помещениях.
Таким образом права пациентов достаточно прочно закреплены в российском законодательстве и имеют хорошее методологическое обоснование. Однако правовые нормы, как показывает практика их применения, далеко не в полной мере способны оптимально регулировать взаимоотношения между исполнителями и потребителями медицинских услуг, что в свою очередь формирует дополнительные вопросов в правоприменительной деятельности.
Антирейтинг нарушений прав пациентов
Представляя проблемы здравоохранения в области защиты прав пациентов, президент коснулся лишь темы очередей и не всегда доброжелательного и корректного отношения медицинских работников к своим пациентам. Однако для общественности эта тема оказалась в буквальном смысле «болезненной». Нередко в поликлиниках и больницах могут не просто нахамить, но и вовсе отказать в оказании медицинской помощи. Если помощь будет все-таки оказана, то она может оказаться далекой от установленных тем же Минздравом стандартов или за изначально бесплатные услуги неправомерно потребуют оплату. Список можно продолжать до бесконечности. Российские страховщики даже составили по этому поводу собственный антирейтинг наиболее частых нарушений прав пациентов в системе общественного здравоохранения.

Возглавляет печальный список незаконное требование медицинскими работниками оплаты за бесплатные медицинские услуги и диагностику. На втором месте — сознательное затягивание лечения и некачественное оказание медицинских услуг. Замыкают тройку лидеров очереди на плановую госпитализацию в медицинские учреждения. Однако, и это — далеко не предел.

Основные нарушения прав пациентов:

Безосновательный отказ в оказании медицинской помощи либо оказание данной помощи не в полной мере.
Например, достаточно распространены отказы медицинских работников женских консультаций в постановке беременных на учет по причине их регистрации в других регионах;
Оказание медицинской помощи пациентам на уровне, который не соответствует требуемым параметрам и стандартам.
В качестве примера можно привести случай медицинской практики одной из столичных зубных поликлиник, когда пациентке поставили зубной мост на плохо запломбированный зуб. Результатом такого лечения стало причинение физических, моральных и материальных страданий пациента;
Использование медицинскими сотрудниками методов лечения, сопряженных с болевыми ощущениями пациентов при существующих возможностях их исключения.
Довольно часто встречаются случаи, когда обезболивающие препараты даже при очевидной необходимости их использования, предлагаются пациентам за дополнительную плату;
Злоупотребление медицинскими сотрудниками своими полномочиями в намеренном затягивании лечения либо назначении дорогостоящих препаратов при наличии более бюджетных аналогов.
Многие пациенты тратят большие суммы денег на покупку импортных медикаментов брендовых фармацевтических фирм, в том время, когда на рынке присутствуют гораздо более дешевые российские лекарства;
Неправомерные требования об оплате медицинских услуг сотрудниками медучреждений.
В практической медицинской деятельности довольно часто встречаются случаи, когда с пациентов взимается оплата за лечение, хотя данная медицинская помощь предусмотрена положениями программ обязательного медицинского страхования;
Неправильная постановка диагноза, и, соответственно, неправильно назначенный курс лечения;
Недостаточный уровень информирования пациента по вопросам постановки диагноза и потенциальных рисках, связанных с лечением;
Разглашение медицинскими сотрудниками сведений, относящихся к категории врачебной тайны и являющихся конфиденциальной информацией;
Недостоверность медицинской документации, её отсутствие либо сознательное затягивание медицинскими сотрудниками выдачи требуемых документов;
Результатом неквалифицированной медицинской помощи становится нанесение увечий либо летальный исход пациента.
Согласно данным этой же статистики, качеством оказания медицинских услуг сегодня не удовлетворены около 40 процентов пациентов. При чем только за последние 5 лет этот показатель увеличился в несколько раз.

Кто виноват и что делать?

Статистика Следственного Комитета пополнилась новым понятием – «ятрогенными преступлениями», под которое подпадают правонарушения, связанные с оказанием некачественных медицинских услуг, повлекшее тяжелые последствия.

В связи с участившимися случаями врачебных ошибок, Следственный Комитет России выступил с инициативой о внесении в УК двух новых статей, в которых была бы предусмотрена ответственность за ненадлежащее оказание помощи медицинскими работниками, предполагающая лишение свободы на срок от 2-х до 7-ми лет, а также за сокрытие данных о подобных нарушениях, которое может быть чревато реальным сроком до четырех лет либо принудительными работами и запретом на врачебную практику.

Законодательная инициатива СК об ужесточении законодательства вызвала резкую критику со стороны медиков. На самом деле иногда достаточно сложно дать правовую оценку «врачебной ошибке», поскольку врачи сами идут на риск, борясь за жизнь пациента. В мировой практике подобные вопросы включены в компетенцию профессионального медицинского сообщества.

Однако, что делать людям, которые столкнулись с очевидным нарушением своих прав в качестве пациентов?

В зависимости от масштаба проблемы, существует несколько ответственных инстанций, куда необходимо обратится с жалобой на то или иное неправомерное действие:

- Следственный Комитет и органы прокуратуры;

- Министерство здравоохранения;

- Росздравнадзор;

- Органы исполнительной власти вплоть до администрации президента;

- Фонд обязательного медицинского страхования.

Основные обязанности контроля над соблюдением прав пациентов сегодня возложены на страховые медицинские организации, которые имеют право осуществления собственных проверок по жалобам пациентов.
Однако, во-первых, компетенции фонда весьма ограничены, а во-вторых, нередко проблема требует безотлагательного решения. Именно для подобных случаев предусмотрены горячие линии соответствующих инстанций:

- Бесплатный круглосуточный номер телефона горячей линии Прокуратуры России: +7 (495) 987-56-56;

- Горячая линия Следственного Комитета РФ: 8 800 100-12-60, 8 800 100-12-70;

- Круглосуточная горячая линия Министерства здравоохранения РФ: 8-800-200-03-89;

- Бесплатный круглосуточный номер Росздравнадзора: 8 800 500 18 35;

- Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования либо в страховую компанию, номер которой указан на оборотной стороне полиса.


Звонок на горячую линию нередко оказывается решающим при необходимости оперативного вмешательства ответственных инстанций в решение проблемы.

Для оценки неоднозначных либо спорных ситуаций необходимо письменное обращение с жалобой в ту или иную инстанцию.

Как показывает практика, решение проблемы напрямую зависит от правильной оценки действий и интерпретации правовых норм, а потому в этом случае лучше довериться профессиональным медицинским юристам.

Деятельность высокопрофессиональных экспертов нашего юридического агентства базируется на лучших российских и мировых практиках право применения в реализации прав пациентов, в которой блага человека являются точкой отсчета осуществления медицинской практики.
О КОМПАНИИ
ОФИС
разработка сайта и комплексный интернет-маркетинг | suhov.it
Оставьте Ваш номер телефона – в ближайшее время вам позвонит наш медицинский юрист и запишет на БЕСПЛАТНУЮ консультацию к опытному юристу.
Нажимая на кнопку, Вы выражаете согласие в отношении политики обработки персональных данных.